14 апреля 1912 | Великая трагедия о которой помнят лишь единицы.
В 23 часа 40 минут воскресенья 14 апреля 1912 года впередсмотрящий океанского лайнера «Титаник», совершавшего свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, Фредерик Флит увидел прямо по курсу громадный темный объект. Это был так называемый «черный» айсберг. Несмотря на предпринятую первым помощником капитана Уильямом Мэрдоком попытку избежать столкновения, спустя 38 секунд айсберг подводной своей частью разрывает обшивку корабля ниже ватерлинии. В образовавшуюся длинную пробоину начинают поступать тонны ледяной забортной воды. В 2 часа 20 минут 15 апреля «Титаник», несмотря на свою репутацию непотопляемого судна, уходит на дно, унося с собой свыше 1500 человек.
Гибель «Титаника» ознаменовала конец эры всеобщей самоуверенности человечества. До этой катастрофы люди считали, что ими найден ответ на вопрос о том, как сделать жизнь размеренной, организованной и цивилизованной. В течение 100 лет Запад пребывал в состоянии спокойствия.техника неуклонно совершенствовалась, а блага, обеспечиваемые мирной жизнью и трудолюбием, казалось, с удовлетворительными результатами достигают всех слоев общества.
«Титаник» не имеет отношения к последующей длинной веренице постигших человечество разочарований, но его гибель стала как бы первым толчком надвигающегося землетрясения. До «Титаника», казалось, была тишь да гладь, после него — сплошной хаос. Вот почему для многих, кто жил в те времена, трагедия «Титаника» в большей степени, чем любое другое отдельное событие, явилась конечной вехой старого доброго времени и началом новой, беспокойной эпохи.
Статья Романа Белоусова
170 МИНУТ АГОНИИ,
ИЛИ РОКОВОЙ РЕЙС «ТИТАНИКА»
В 1912 году при загадочных обстоятельствах затонул крупнейший океанский лайнер «Титаник». В 1997 году его «поднял» из небытия американский кинорежиссер Джеймс Камерон, буквально на остове печально знаменитого судна, обнаруженного в 400 милях от берегов Ньюфаундленда, сняв суперфильм о трагическом плавании. Говорят, фильм обошелся постановщику в 200 миллионов долларов. О причинах гибели «Титаника» до сих пор спорят, выдвигая версию за версией...
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в эфире над Северной Атлантикой прозвучал принятый тогда международный радиотелеграфный сигнал бедствия CQD, что можно расшифровать как «Come quick, danger» — «Идите скорее, опасность!» Следующими буквами, которые передал радиотелеграф, были MGY — позывные «Титаника», самого большого в мире лайнера, совершавшего свой первый рейс из Европы в Америку. Впервые сигнал прозвучал в 23.40, затем повторялся в течение двух часов снова и снова. Его отстукивал морзянкой главный радист Филлипс по указанию капитана Эдварда Смита. Что же произошло в ту трагическую ночь в холодных водах Северной Атлантики? Об этом мир узнал из радиотелеграмм о помощи, переданных с «Титаника», правда, скупыми словами: «Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом...» Далее указывались координаты. Сигнал принял английский пароход «Карпатия», находившийся ближе всех, в 58 милях, от «Титаника». На всех парах он поспешил к месту кораблекрушения. Увы, когда в 4 часа 10 минут утра пароход подошел к месту трагедии, «Титаник» уже ушел под воду, на поверхности были обнаружены несколько шлюпок с людьми. Как потом установили, из 2207 человек было спасено 703 человека. Некоторые подробности драмы, разыгравшейся на море в ту роковую ночь, стали известны, когда «Карпатия» в четверг, 18-го апреля, в 8 часов 37 минут вечера подошла к пирсу в Нью-Йорке. Репортеры на набережной осаждали спасшихся с «Титаника». Впрочем, разобраться тогда, что же все-таки произошло с лайнером, было трудно, даже невозможно. Каждый, кто спасся, излагал свою версию, зачастую абсолютно невероятную. То ли от возбуждения, то ли от испытанного страха уцелевшие пассажиры «Титаника» давали волю своему воображению. Их рассказы скорее походили на фантастический вымысел. Газетчики, однако, подхватывали эти легенды, «обрабатывали» их и печатали в газетах. Некоторые из легенд, которые возникли в те первые дни после катастрофы, дожили до наших дней. Например, рассказ о том. как одна дама категорически отказалась расстаться со своим догом: о том, как семеро оркестрантов до последнего момента играли мелодию гимна «Ближе к тебе, о Господи»; о том, что якобы капитан Смит и его первый помощник покончили жизнь самоубийством, или о том, как некая миссис Браун командовала шлюпкой с пистолетом в руке. Постепенно, однако, стала вырисовываться истинная картина того, что произошло с «Титаником». Если бы кому-либо из пассажиров, находившихся на борту корабля, сказали бы, что на море все может быть — кораблекрушения, к несчастью, случаются довольно часто — тот рассмеялся бы в ответ. Все были уверены в непотопляемости судна. Да и как было усомниться в этом, когда капитан Смит накануне плавания самоуверенно заявил, что сам Господь не сможет потопить этот корабль. Но «корабль морей», высотой с одиннадцатиэтажный дом, вопреки заверению капитана, погиб, столкнувшись с айсбергом. Впрочем, некоторые основания заявить о непотопляемости судна у капитана были. Не говоря о том, что это был самый фешенебельный корабль в мире с роскошными зимними садами, теннисными кортами и полем для игры в гольф, бассейнами, турецкими банями и, конечно, с великолепными гостиными и каютами, он был разделен водонепроницаемыми переборками на водонепроницаемые отсеки. К тому же у него было двойное дно. По проекту при аварии, случись такая, корабль остался бы на плаву даже если полностью оказались бы затопленными любые два из шестнадцати водонепроницаемых отсеков. Не предусмотрели строители лишь того, что коварный острый подводный выступ айсберга сдерет бортовую обшивку ниже ватерлинии на протяжении аж ста метров (общая длина судна равнялась 268 метрам). Борт был все равно что вскрыт, как консервная банка. Таким образом все 16 водонепроницаемых перегородок оказались бесполезными. Вода хлынула внутрь чуть ли не по всему корпусу. Агония тонущего лайнера продолжалась с 23 часов 40 минут до 2 часов 20 минут. То, что произошло за эти два часа сорок минут, подробно описано во многих книгах (например, в книге Уолтера Лорда «Последняя ночь «Титаника», выдержавшей в США более десяти изданий.). У нас, в частности, об этом кораблекрушении рассказал Лев Скрягин в книге «Гибель «Титаника», изданной в 1991 г. Одна из последних зарубежных книг на эту же тему — «Загадка «Титаника» Вольфа Шнейдера. Он подробно, с протокольной точностью описывает последние минуты гибнущего корабля, приводит массу документов, схем, а также фотографий как погибших, так и уцелевших при катастрофе. На обложке воспроизведена репродукция знаменитой картины Вилли Штефера «Гибель «Титаника». Среди фотографий — снимки многих людей, оказавшихся пассажирами того рокового рейса. Это фото миллиардеров и миллионеров, большей частью погибших, и их жен. оставшихся в живых, — Штрауса, Гуггенхейма, Астора, Уайденера, Тэйера, Райерсона и др., а также капитана Смита (погиб), радистов Филлипса (погиб) и Брайда, всех семерых музыкантов из судового оркестра во главе с его руководителем Хартли (все погибли), капитана «Карпатии» Рострона. ее радиста Коттама. Здесь же представлено фото и владельца компании, которой принадлежал. «Титаник», то есть виновника трагедии, Брюса Исмея — это он выбрал опасную трассу, по которой плыл «Титаник», ради того, чтобы как можно быстрее совершить переход через океан. Ему удалось спастись; он занял место в шлюпке вместо женщины и на всю жизнь остался с клеймом труса. Из публикуемых в книге иллюстраций можно представить не только техническую оснастку корабля, но и как выглядели его помещения — салоны, гостиные и т.д.
ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ Прошло восемьдесят лет. И вот снова на страницах газет и журналов замелькали фотографии этих самых салонов и гостиных. С той только разницей, что теперь фотообъектив запечатлел их под водой, так как они выглядят сегодня на дне, где покоится легендарный «Титаник». Дело в том, что долгие годы не могли отыскать его останки на дне. Наконец, спустя 72 года с момента катастрофы. «Титаник» был найден. В 1985 году американскому специалисту по глубоководным исследованиям доктору Роберту Балларду удалось с помощью электронно-акустической аппаратуры обнаружить его останки в 680 километрах юго-восточнее Ньюфаундленда. Он лежит на глубине 3800 метров. Удалось даже сделать несколько снимков с помощью телеуправляемой подводной камеры. На снимках, которые появились в газетах и журналах, предстал разломившийся надвое корпус корабля. После этого ученые и инженеры США и Франции предприняли целых пять экспедиций к останкам «Титаника». Были использованы глубоководные роботы и миниподлодка «Наутилус» Французского научно-исследовательского института по эксплуатации богатств моря. На них совершили множество погружений. Данные экспедиций обработали и пришли к выводу, что можно попытаться поднять часть затонувшего лайнера. Наряду с «сувенирами» с «Титаника», как окрестила пресса находки, сделанные в корпусе затонувшего судна, — монетами, посудой, часами. цепочками, люстрами, расческами, заколками и даже портфелем — удалось поднять небольшие обломки корабля. И тут прозвучало сенсационное заявление (первое в ряду последующих). Результаты анализа причин катастрофы были представлены осенью 1993 года на конференции американских специалистов в области судостроения, которая проходила в Нью-Йорке. Вывод гласил: гибель «Титаника» можно было предотвратить, если бы конструкторы судна при его постройке не погнались бы за удешевлением. Конструкторы британской верфи «Харленд энд Уолф» в Белфасте, как отметили на конференции, произвели клепку корпуса судна в соответствии с принятыми в то время стандартами. Однако, заявили специалисты к всеобщему удивлению, для корпуса «Титаника» была использована сталь недостаточно высокого качества. При низких температурах эта сталь стала хрупкой, и корпус судна треснул как стекло при столкновении с ледяной горой. Качественная же сталь лишь гнется или деформируется при ударах. Инженер-кораблестроитель В. Гарцке, выступивший на конференции с обобщенными результатами последних исследований, заявил, что катастрофа по этой причине была заранее предрешена. В подтверждение своей версии он предложил по-новому оценить характер шумов, сопровождавших затопление судна. Некоторые из уцелевших после катастрофы рассказали во время следствия тогдашнему ведомству по расследованию морских аварий о странных тресках в трюме «Титаника». Тогда, однако, эти показания восприняли как нормальные шумы в машинном отделении или как скрипы в стенках охлаждавшихся водяных котлов. В.Гарцке пришел к совершенно иному выводу: причина этих шумов заключалась в том, что происходило разрушение стальных пластин корпуса. Подхватив и развив эту мысль, некоторые инженеры-судостроители прямо заявили, что если бы британские кораблестроители изготовили корпус «Титаника» из стали более высокого качества, то авария не обошлась бы так дорого и не погибли бы сотни людей. Иначе говоря, экономия средств усугубила, а может быть, и послужила первопричиной страшной трагедии. Если бы не погоня за дешевизной, то столкновение с айсбергом кончилось бы в крайнем случае образованием не столь большой пробоины и в нее не проникло бы такое количество воды. К тому же было бы больше времени на организацию спасения людей.
Статья Георгия Польского
Мистическое предсказание Моргана Робертсона
26 октября 1896 года в Нью-Йорке стояла не по сезону теплая погода. Около 11 часов утра к двери, на которой висела табличка «Издательство Арчибальд Уэлш и К°», подошел высокий худощавый моряк лет шестидесяти. На нем был потертый форменный сюртук и аккуратно вычищенные, но порядком изношенные ботинки. Седую голову украшала видавшая виды морская фуражка с чуть треснутым лаковым козырьком. Он постоял несколько секунд у двери, но потом решительно взял в руку висевший молоточек и постучал. Вскоре дверь открылась, и возникла фигура немолодого негра, одетого весьма небрежно. — Вам кого, сэр? — Мне нужно срочно повидать мистера Арчибальда Уэлша. — Он умер два года назад. — Простите, тогда я хотел бы увидеть того, кто занял его кресло. — Значит, вам нужен мистер Малкольм Бест. Как прикажете доложить? — Капитан Морган Робертсон. Через несколько минут моряк оказался в маленькой комнатушке, заваленной стопами перевязанных книг и пачками бумаги. За столом сидел довольно молодой рыжеволосый господин с огромной сигарой во рту. Это был хозяин издательства Малкольм Бест. Капитан Робертсон коротко рассказал о себе. После многих лет плаваний на кораблях он вышел на пенсию и занялся литературным трудом. Писал и публиковал в различных газетах небольшие рассказы из морской жизни. А сейчас принес с собой фантастическую повесть под названием «Тщетность». Тут Бест его перебил. — Вы мне первому показываете свой труд? Робертсон на мгновение запнулся, но, взяв себя в руки, спокойно ответил: — Я был в трех издательствах. В двух мне сразу отказали. В третьем, ознакомившись с повестью, сказали, что хотя повесть интересная, но она не подходит по профилю издательства. Мне указали на ваше, сославшись на то, что здесь был выпущен ряд книг на морскую тематику. Бест молча посмотрел на капитана, сбросил пепел в блюдце, переполненное окурками, и сказал: — О чем ваша повесть? Только, если можно, покороче. — Это можно. В ней рассказывается о том, что в Англии построили гигантский пассажирский пароход и назвали его «Титан». Строительство сопровождалось невиданно широкой рекламной шумихой: самый большой, самый комфортабельный, самый быстроходный! В первом же рейсе «Титан» натолкнулся на айсберг и затонул. Погибло около полутора тысяч человек. Я прошу обратить особое внимание на описанную в повести панику, возникшую на корабле. Мне пришлось пережить кораблекрушение пассажирского судна, капитаном которого я был, и в мою память навсегда врезались душераздирающие сцены. Может быть, поэтому именно эта часть повести, как я полагаю, мне особенно удалась. — Посмотрим, — без особого подъема произнес Бест и протянул руку за рукописью. — Только я прошу вас не обольщаться и не строить радужных планов. Соблаговолите посетить меня через две недели. Мы обсудим ваш труд и в случае благоприятного решения заключим с вами договор, Но имейте в виду — материальное положение издательства далеко не блестящее. — Сэр, я прекрасно понимаю... — К тому же, если бы на вашем месте сидел бы уже знаменитый автор... — Повторяю, мне все понятно. Короче говоря, после некоторых колебаний рукопись капитана Робертсона была все же одобрена — книга появилась в 1898 году. Капитан получил небольшой гонорар и очень переживал, что его повесть плохо расходится. А мистер Малкольм Бест часто вспоминал нехорошими словами чопорного английского капитана, который втянул его в эту глупую авантюру. Однако через 14 лет запыленные экземпляры книги разошлись за мгновение. Уже висевшее на краю финансовой пропасти издательство «Арчибальд Уэлш и К°» быстро отпечатало второе издание, которое тоже буквально расхватали. В чем же была причина? Почему книга отставного капитана британского флота вдруг стала самой популярной не только в США, но и во многих других странах? Неужели читатели разглядели в ней литературные достоинства? Их не было. Но поразительно другое — в повести с невероятной точностью предсказывались мельчайшие детали катастрофы, разыгравшейся в апреле 1912 года. Читатели были потрясены, когда сопоставили всё перипетии гибели «Титаника» и вымышленного «Титана». Сходилось все: и то, что кораблекрушение произошло в первом же рейсе; и то, что корабль погиб в Атлантике в апреле; и то, что оба корабля — настоящий и придуманный — наткнулись ночью на айсберг; и то, что они продержались на поверхности океана приблизительно одно и то же время; и то, что технические данные «Титана» и «Титаника» почти полностью совпадали. Убедитесь сами: |
«Титан» | «Титаник» | |
Длина | 260 м | 269 м |
Мощность машин | 50 тыс. л.с. | 55 тыс. л.с. |
Максимальная скорость | 25 узлов | 25 узлов |
Количество винтов | 3 | 3 |
Ширина | 30 м | 28,2 м |
Водоизмещение | 60 тыс. тонн | около 50 тыс.тонн |
Список совпадений можно продолжить. Даже число погибших в книге Робертсона не намного отличается от числа тех несчастных, которые погибли на самом деле при крушении «Титаника». Разве это не удивительно?
Подобная статья Андрея Васильченко
«ТИТАН» И «ТИТАНИК»
К 90-летию со дня смерти великого предсказателя
«Это было крупнейшее судно из спущенных на воду, величайшее творение рук человеческих. В постройке и техническом обеспечении корабля были задействованы представители всех наук, профессий и специальностей, известных цивилизации. На мостике судна находились офицеры, представлявшие не только элиту королевских военно-морских сил, но и прошедшие суровые испытания по всем наукам, имевшим отношения к ветрам, приливам, течениям и географии морей. Они были не только мореплавателями, но и учеными. Точно такой же профессиональный стандарт применялся и при подборе персонала машинного отделения, а служба стюардов соответствовала требованиям первоклассного отеля. Два духовых оркестра и театральная труппа развлекали пассажиров в дневные часы. Полчища медиков обеспечивали мирское, а корпус капелланов отвечал за духовное благосостояние всех присутствовавших на борту, в то время как отлично вымуштрованная пожарная команда рассеивала страхи наиболее нервозных пассажиров, разбавляя общую атмосферу веселья ежедневными маневрами со своими агрегатами. Незаметные глазу телефонные кабели соединяли горделивый мостик со строгим машинным отделением в корме, «вороньими гнездами» на фок-мачте и всеми уголками корабля, где велась работа. Каждый провод увенчивался маркированным диском с передвижным индикатором, диапазон движения которого содержал все ответы и команды, необходимые для управления массивным корпусом судна, будь то в доке или открытом море. По большому счету, это позволяло избавиться от грубых и нервных выкриков матросов и офицеров. Девяносто две переборки 19 водонепроницаемых отсеков можно было перекрыть за полминуты одним поворотом рукоятки из рубки на мостике машинного отделения и десятка других помещений, расположенных на палубе. Эти переборки автоматически перекрывались бы и при появлении воды. Корабль был способен оставаться на плаву при 9 залитых водой отсеках, но ни один потенциальный инцидент в море не был способен привести к такому финалу. Вот почему судно «Титан» считалось практически непотопляемым. Корабль, полностью выстроенный из стали, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок, был избавлен от взрывоопасных грузов, способных подвергнуть судно опасности пожара. Отсутствие потребности в грузовых отсеках развязало руки дизайнерам, позволив отказаться от плоскодонных очертаний, типичных для грузовых кораблей, и подарило судну стремительные обводы корпуса паровой яхты, что улучшило поведение «Титана» на воде. Длина судна составляла 800 футов, водоизмещение — 70000 тонн, мощность двигателя — 75000 лошадиных сил, а на пробных испытаниях «Титан» развил скорость в 25 узлов — и это с учетом встречных ветров, приливов и течений. Короче говоря, это был плавучий город, за железными стенами которого имелось все, что сводило к минимуму все опасности и неудобства вояжа через Атлантику и позволяло наслаждаться жизнью. Непотопляемое и неразрушимое судно было оснащено лишь минимальным количеством спасательных шлюпок, которое позволял закон. Шлюпки в количестве двадцати четырех единиц были надежно укрыты и принайтовлены на верхней палубе. В случае использования они могли вместить 500 пассажиров. Бесполезных и неуклюжих спасательных плотов здесь не было вовсе, но — а этого требовал закон — в каждой из 3000 коек в пассажирских и офицерских каютах, а также в матросских кубриках имелось по пробковому спасательному жилету. Около 20 спасательных кругов были закреплены на рейлингах. С учетом явного превосходства перед другими судами руководство судоходной компании применило к «Титану» то правило навигации, в которое полностью верили некоторые капитаны, хотя и не высказывали открытой поддержки. «Судно может идти на всех парах в тумане, во время шторма и при ясной погоде на рейсах Северной линии, зимой и летом по ряду существенных и не вызывавших сомнение причин». Во-первых, если другое судно столкнется с «Титаном», сила удара распределится по большей площади, если «Титан» будет двигаться полным ходом, а главный удар примет на себя другой корабль. Во-вторых, если «Титан» врежется в кого-то, он наверняка уничтожит этот корабль даже на малой скорости (но, возможно, повредит при этом свой корпус). В то же время на полном ходу «Титан» разрежет другой корабль на две части, причинив ущерб лишь краске на своих бортах. Третья причина состояла в том, что, развив полный ход, судно легко могло бы свернуть с опасного курса. В-четвертых, в случае лобового столкновения с айсбергом (единственным препятствием, которое судно не могло преодолеть в море) на полной скорости корпус «Титана» получил бы повреждения на несколько метров ближе к корме, нежели при нормальном ходе. При этом залиты водой были бы всего три отсека, а оставшихся шести было бы достаточно для поддержания на плаву. Итак, существовало твердое убеждение, что, с учетом полной мощности двигателей, лайнер «Титан» будет доставлять пассажиров за 3000 миль со скоростью и регулярностью железнодорожного экспресса. Судно не только побило все рекорды во время своего первого рейса, но вплоть до третьего рейса так и не удалось уменьшить пятидневный срок путешествия. Потому среди двух тысяч пассажиров, загрузившихся на борт судна в Нью-Йорке, циркулировали неофициальные слухи, что в этот раз будет предпринята третья попытка». Эти строки принадлежат перу американского писателя Моргана Эндрю Робертсона (1861—1915), написавшего в 1898 книгу «Тщетность, или гибель «Титана» и прозванного за это многими Нострадамусом ХХ века. Описанные автором фантастические события воплотились в реальность спустя 14 лет во время катастрофы «Титаника». Морган Робертсон сумел предсказать все события с потрясающей точностью. Судите сами: в приведенной ниже таблице перечислены поразительные сходства вымышленной американцем катастрофы с реальными событиями.
|
«Титан» | «Титаник» | |
Национальная принадлежность судна | Британия | Британия |
Длина судна | 800 футов | 882,5 фута |
Материал корпуса | Сталь | Сталь |
Водоизмещение | 70000 тонн | 66000 тонн |
Мощность двигателя | 75000 л. с. | 46000 л. с. |
Количество винтов | 3 | 3 |
Мачты | 2 | 2 |
Водонепроницаемые отсеки | 19 | 16 |
Количество спасательных шлюпок | 24 | 24 |
Пассажиров на борту | 3000 | 2228 |
Скорость столкновения | 25 узлов | 25 узлов |
Место удара | Правый борт | Правый борт |
Месяц | Апрель | Апрель |
Время столкновения | Полночь | 23.40 |
Количество выживших | 13 | 705 |
Сходство потрясает — оба корабля столкнулись с айсбергом в полночь апрельской ночью, получив одинаковые повреждения по правому борту. Робертсон в качестве места трагедии указывает точку, расположенную в 900 милях от Нью-Йорка, что примерно соответствует настоящей могиле «Титаника». Схожие размеры, типы и мощность двигателей, количество пассажиров, недостаточное число спасательных шлюпок, заявленная непотопляемость судна, наличие «сливок общества» на борту и даже два духовых оркестра — вот далеко не полный перечень верных догадок Робертсона. Однако вопреки информации, представленной на различных сайтах в интернете, сходство все-таки не полное. Дело в том, что многие авторы публикаций о «Титане» и «Титанике», судя по всему, книгу Робертсона не открывали вовсе. Ошибочное утверждение, первоначально запущенное кем-то в глобальную паутину, было просто скопировано нерадивыми «исследователями», не удосужившимися ознакомиться с оригиналом. Итак, ряд несовпадений, которые вовсе не умаляют дара предвидения Моргана Робертсона, но служат доказательством халатного подхода современных исследователей: 1. В отличие от «Титаника», «Титан» отправлялся не в первый рейс (как многие утверждают), а в третий. Следовало судно из Нью-Йорка в Британию, а не наоборот, и никаких европейских иммигрантов на борту быть не могло; 2. Ночь столкновения «Титана» с айсбергом вовсе не была туманной, напротив, стояла ясная погода; 3. Нигде в романе Робертсон ни разу не упоминает количество труб «Титана», что не дает возможности сравнить корабли по внешнему виду; 4. В книге пассажиры не устраивают борьбы за место в спасательных шлюпках, поскольку «Титан», по воле автора, затонул мгновенно — едва ли не все пассажиры и члены команды оказались запертыми в стенах лайнера. Более того, приказа о погрузке в спасательные шлюпки также никто не отдавал. Пророчество Моргана Эндрю Робертсона не исчерпывается историей с «Титаником». В 1914 году он публикует фантастическое произведение «За пределами спектра», описывающее… войну США с Японией! Более того, ему удалось предугадать, что японцы первыми нападут на американские базы на Гавайях и Филиппинах. К сожалению, точного времени описываемых событий Робертсон не назвал. Недобросовестные исследователи и тут «помогли» творчеству писателя. В критических отзывах о книге можно встретить неясные (а порой и прямые заявления) намеки — дескать, Робертсон предсказал появление ядерной бомбы и использование самолетов в боевых действиях. Вынуждены огорчить — нигде в книге вы не встретите упоминаний об аэропланах или «солнечных бомбах», во всяком случае никто здесь не стирает с лица земли целые города одним бомбовым ударом. А «солнечная бомба», о которой столько шумели «исследователи творчества» Робертсона, — не что иное, как установки на японских субмаринах, излучавшие ультрафиолет, временно ослеплявший американских моряков! С другой стороны, без подобных «исследований» мир никогда бы не узнал множества интересных и увлекательных мифов и легенд. Кто знает, может, через несколько столетий Робертсона будут считать настоящим пророком. |
Я читала книгу.Очень интересно.
Тоже захотелось прочитать.
действительно интересно печально все это
да, действительно...